Недавно мы выяснили, почему подрастающему поколению – увы! – не так интересно в школе, как было многим из нас в наше детство. Теперь предлагаем определиться, что же мы, родители, можем предпринять, чтобы было они не отсеивали как ненужное, скажем, мировую историю.
О способах донести все же важную базовую информацию, а заодно и о том, почему не действуют традиционные наказания в виде лишения техники, например, продолжаем беседовать с замечательным таллиннским психологом Татьяной Романовой.
Через картинку и звук

— Меня, честно говоря, страшно огорчает, что школа, кажется, не дает уже крепкой академической базы – фундамента, без которого трудно разобраться в том, что происходит вокруг. Своих родителей дети зачастую не слышат. И все же, что можно предпринять?
— Если говорить о том, как передавать знания, то проще всего с помощью видеоуроков и научно-популярных видеофильмов: через картинку и звук – дети это лучше воспринимают. И потом обсудить – может быть, что-то заинтересует.
Что касается базовых представлений и знаний. Нам, родителям, в детстве давали определенный набор знаний плюс список литературы. Сейчас это потеряло актуальность, ведь любая информация доступна в интернете. Поэтому главное, чему в идеале должна научить школа, – это поиску нужных данных, их анализу, системному мышлению.
А так как поток информации сегодня слишком большой, дети ее отфильтровывают. Остается только то, что обеспечивает существование в той плоскости координат, в которой находится ребенок. Все остальное отсеивается за ненужностью.
— То есть мировая история, например, не нужна?
— Для того чтобы жить сейчас, она им не нужна: это далеко и абстрактно.
Хотя могу обнадежить: нам, родителям, иногда кажется, что мы бьемся головой о стену и это бесполезно. Но опыт семьи никто не отменит, он запечатлевается очень глубоко. И если в семье читают книги, ходят в театр, смотрят научно-популярные передачи, ездят на экскурсии и так далее, то это в любом случае прорастет, но позже.
Вообще, мозг формируется до 20-21 года, а некоторые его части и до самой старости. Поэтому все возможно и зависит от того, в какие условия ребенка поставит жизнь. Если это будет необходимо или возникнет интерес, человек докопается до всего сам.
Искренняя радость
— Почему в качестве воспитательно-дисциплинирующего метода не действует лишение карманных денег, компьютера, телефона и так далее?
— Наши дети растут в мире изобилия, им все очень легко достается. Поэтому и лишение материальных благ как наказание не действует. Если недоступно одно, то есть что-то другое. Альтернатива всегда найдется. Это в принципе не плохо.
Родители обычно хотят получить результат быстро и эффективно. Но чтобы добиться результата, необходимо быть последовательными. Ребенок должен понимать, что если он нарушает какую-то договоренность – скажем, не выполнил домашние задания, то он всегда лишается чего-то – планшета или телефона, но только на сегодня. Завтра – новый день. Взрослые же действуют чаще всего эмоционально: получил двойку – и они отобрали всю технику, да еще и на месяц. А это не действует. Ребенок просто переключается на какие-то другие свои занятия.
Смысл не в том, чтобы чего-то лишить, а в том, чтобы организовать последствия. Это целая система мотивации, ее лучше выстраивать, начиная с младшего возраста, но и в подростковом возрасте тоже возможно.
И самое важное в этой системе – поддержка положительного поведения, которое зачастую воспринимается родителями как нормальное и не заслуживающее особого внимания. Когда ребенок все сделал, нужно его тут же очень активно искренне хвалить: «Молодец, все уроки на завтра готовы! Значит, можем поехать кататься на велосипедах! Или давай кино вместе посмотрим, целый вечер освободился, эгегей, ура!». Особенно если после череды неудач, прогулов и двоек подросток постарался и получил положительную оценку – пусть даже тройку: «Я так рада, что сегодня открыла электронный журнал и увидела, что у тебя долгожданная тройка!!!» А не так: «Слава богу, с математикой теперь все в порядке, но ведь начались проблемы с литературой!..» – критика здесь напрочь убивает похвалу.
Это должна быть искренняя похвала и радость! И тогда положительного поведения будет становиться больше, а отрицательное будет уходить. К сожалению, родителям очень сложно хвалить скромные, по мнению взрослых, успехи и усилия.
Вежливо и бережно
— Получается, что мотивировать ребенка учиться можно только своим хорошим отношением к его хорошим результатам?
— Да. Но, конечно, ему необходимы еще свои мотивы. Во-первых, ребенку должно быть интересно и понятно, зачем нужно учиться. И, во-вторых, это должно быть для него выполнимым.
— Кажется, большая часть старшеклассников стремится лишь побыстрее получить гимназический диплом, чтобы самому выбирать, чем заниматься дальше.
— На самом деле, к концу школы они в таком изможденном состоянии, что уже ничего не хотят. Многие не могут даже слышать о вузах, а часть выпускников сразу идет работать.
— Причем, нередко какую-то несложную работу выбирает чуть ли не медалист, владеющий несколькими языками. Почему?
— Такие дети стремятся наверстать то, что упустили когда-то из-за кружков и занятий с репетиторами.
Не вижу в этом ничего плохого. Некоторые работают там-сям, вскоре понимают, что низкооплачиваемый механический труд не для них, и идут учиться.
Отдельно хочу сказать, что не стоит зацикливаться на высоких оценках в табеле. Иногда родители жалуются на плохие отметки, а потом выясняется, что ребенок гениально играет на фортепиано, прекрасно лепит из глины или показывает высокие результаты в спорте.
Мне кажется, это важнее хорошего табеля. Для ребенка имеет большое значение, что есть место, где он успешен, у него все получается. Пусть даже в данный момент это не школа.
— Это позволит ему переждать определенное время и в какой-то момент понять, что ему нужно в жизни?
— Да, когда он будет готов. Любой человек начинает шевелиться, когда ему действительно надо.
А сейчас получается, что школа нужна только родителям. У самого ребенка как будто нет ответственности, все требуют от родителей.
— И как нам, родителям, общаться с учителями, которые говорят: ваш ребенок безответственный лентяй, вы должны контролировать его, найти репетиторов и так далее и тому подобное?
— Вежливо, бережно, потому что ситуация сложная в первую очередь для учителей. Кризис переживает школа в целом и в том числе работающие в ней педагоги. Им правда кажется, что ученики пошли не очень умные: учителя готовы дать детям то, что те не могут принять, а чего им нужно, не понятно. И от этого, естественно, возникает очень сильное напряжение.
Поэтому бережно, с пониманием, с уважением: да, сделаем, постараемся, приложим усилия. Но это не значит, что нужно прийти домой и устроить скандал. Откройте вместе с ребенком электронный журнал, проанализируйте ситуацию без фанатизма и пристрастия, определите, по каким предметам нужно предпринять что-то прямо сейчас, а что может подождать.
— В бельгийских школах была прямо такая компания: «тройка – это тоже положительная оценка»…
— Я постоянно провожу такую кампанию. Тройка сильно не усложнит жизнь, но при этом пропустит дальше. Главное понимать, что это не конец света, больше обращать внимание на сильные стороны своего ребенка и радоваться его успехам в других областях.
Евгения Горски
Фото: Comfreak/Pixabay
3 сентября 2020