Секрет супер-портрета :) 

Что нужно, чтобы у тебя был красивый портрет? Узнаем – и проверяем на практике 🙂 – в студии у известного фотографа Максима Тооме. Итак, делимся всеми секретами! 

– Помнишь, как в сериале «Друзья»: стоило навести на суперживого Чендлера объектив – и его лицо превращалось в дурацкую застывшую маску? Как быть, чтобы избежать подобного эффекта?

– Если говорить о психологии съемки, то человек обычно приходит к тебе в студию и говорит: я не знаю, что мне делать, как сесть, куда руки деть. И для фотографа здесь главное настроить атмосферу. Как? Общаться! Правда, иногда когда мне говорят, что нужен серьезный портрет, мы начинаем общаться, в итоге переходим в юмор, и уже не так просто сохранить серьезное лицо. С другой стороны, это расслабляет человека, в дружелюбной обстановке он открывается, уходит ощущение ужаса: «а, что мне тут делать?..»

Мне важно, чтобы человек стал самим собой в кадре. Неважно, веселый он или серьезный, главное, чтобы не пытался быть кем-то другим. 

– Всех ли удается расслабить?

– Есть, конечно, люди, которые слишком серьезно относятся к себе и к процессу съемки. И вот их очень тяжело вывести из этого состояния. Тогда нужно просто отвлечь, чтобы на минуту забыли о своих проблемах.

По фото додумываешь историю этого человека

– А если на съемку приходит очень взрослый человек, у которого на лице с годами уже зафиксировалось какое-то свое выражение, и его не расшевелить?

– Тогда в этом и есть этот человек. Например, я был на выставке известного фотографа Питера Линдберга в Стокгольме, и там среди его цитат было как раз про то, что фотошопить морщины – это просто стирать историю и память человека, потому что все это на лице и есть тот человек. Когда просят отретушировать, на фото получается уже кто-то другой. Морщины есть даже у детей, поэтому я против таких вещей. 

Однажды у меня в студии была женщина 70 лет, которая очень попросила сделать ее 20-летней. Я думал, что она шутит, но нет.

– И сделал?

– Сделал, и получилась какое-то пластмассовое лицо. Но она была довольна – ну, не готов человек принимать реальность. 

В этом плане мне интересно фотографировать мужчин за 40, у которых есть опыт. Седина в волосах выглядит, мне кажется, гораздо драматичнее, чем юношеский румянец. В этом есть жизнь, реализм. И реже случаются претензии ко мне насчет их же собственных морщин.

Тот же Линдберг много фотографировал моделей, и у него есть потрясающая серия портретов всемирно известных актрис – Джулианы Мур, Николь Кидман, Кейт Уинслет. Без макияжа, черно-белые фотографии, в них есть история. Ты смотришь на человека и думаешь, что у него в жизни происходило. Это студийные фотографии, но они передают характер. 

У Ольги Макиной есть совершенно шикарный проект фотографий взрослых женщин – «Время. Путь женщины». Там есть история. На них интересно смотреть. Думаешь, сколько у нее было мужей, детей, где она жила. По фото додумываешь историю этого человека, и тебе интересно. 

Чем твоя левая сторона хуже, чем правая?..

– Как ты относишься к тому, что девушки точно знают, какая у них сторона рабочая и какую позу нужно принять?.. Сейчас даже есть много курсов на эту тему. И помнишь, была подборка с Пэрис Хилтон, когда на множестве фотографий менялся фон, но не менялась она – поза была точно выверена…

– Я считаю, что это все-таки слишком. Крайне редко реально бывает очень несимметричное лицо, и тогда одна сторона действительно лучше выглядит. Но в основном это, наверное, от того, что человек один раз получился на фотографии хорошо, запомнил это и старается воспроизвести. Мне кажется, это очень скучно выглядит.

– А еще фотографы часто говорят: подними голову, вытяни шею немного вперед и замри…

– Это чтобы эффекта двойного подбородка не было. И плюс люди стараются приосаниться, но бывает, что хотел плечи расправить – а получается грудь выпятил. 

Мне больше нравится, когда голова немного опущена – тогда получается более узкий овал. 

Сейчас очень многие фотографируют телефоном. И в этом есть большой потенциал. Недавно промелькнула новость, что в камерах телефона ИИ будет следить за композицией кадров и исправлять. И вот делаешь фотографии, а он тебе: зумом поближе, камеру чуть опусти…

– Про это кто-то известный говорил, что ты в жизни и ты на съемке на видео – два совершенно разных человека. И самое главное, что тебя все видят и в жизни, и на съемке одинаково, но сам себя в зеркале и на видео ты видишь по-другому.

– Да, это история продолжение той, что про лучшую сторону. Ты себя вот видишь так – и все. А я как человек, который первый раз тебя видит, думаю: а чем твоя левая сторона хуже, чем правая? Такая же вроде. Единственное, я могу оправдать, когда платье асимметричное или прическа, тогда да, действительно, может быть, какая-то сторона будет более гармонично выглядеть.

Похудеть к съемке как стимул 🙂

– А что нужно сделать накануне похода в фотостудию, чтобы гарантировано получиться хорошо? 

– Быть в целом здоровым и выспавшимся. Воздержаться от спиртного на некоторое время до, не объедаться особенно накануне – чтобы не было отеков. Чтобы буквально излучать здоровье.

– Есть мнение, что фотошоп исправит все.

– В принципе исправит, я и Анджелину Джоли могу из кого угодно в фотошопе сделать.

– И некоторые говорят, что и после жуткой бессонной ночи и слез фотограф умудряется делать из тебя свежую розу на фото – как это?

– Думаю, важно совпасть. Фотограф может быть хорошим профессионалом, но клиент недоволен – не подходит стиль работы, выделяет какие-то недостатки. Другой фотограф снимает иначе. 

Важно, чтобы обоим было комфортно. Чтобы человеку было интересно, и он не думал, что перед ним какой-то неприятный тип. Мне как фотографу должно быть интересно общаться с человеком, и тогда хочется сделать еще и еще фотографии – чтобы в итоге получилось. Личные взаимоотношения важны.

– ОК, значит пришел выспавшийся, фотограф молодец. Что еще важно?

– Хорошо бы подзагореть. Когда после отпуска и пляжа много витаминов, и ты просто сияешь. Это особенно заметно у нас в Эстонии – после зимы ты бледный, налицо авитаминоз, синяки под глазами. Зимой можно в солярий походить. Тогда ты лучше выглядишь и иначе ощущаешь себя.

– Лучше приходить, ощущая себя звездой, да?

– Да, что-то вроде «я такая вся красивая, загорелая и похудевшая», последнее тоже неплохо. У меня часто бывает, что пишут: хочу съемку, вот сейчас похудею и приду. И это, кстати, может быть очень неплохим стимулом, потому что а для чего тебе худеть вообще? Ну вот почему ты должен к 15 июля весить минус столько-то кг? 

Обычно ведь тут коктейль, там тортик – ну и ладно, времени впереди много. А тут все – съемка и ты должна выглядеть хорошо. И это очень хорошо стимулирует, когда у тебя есть дата.

По бокалу? 

– Но вот человек – выспавшийся, похудевший, загоревший 🙂 – приходит сюда в студию и явно все равно ощущает зажатость. Что делать?

– Во-первых, у нас обычно час-полтора уходит на прическу и макияж. Делаем прямо здесь, в студии. Когда человек оказывается в новом помещении – а тут еще и камера, которая изучает тебя через объектив, ему нужно какое-то время, чтобы начать чувствовать себя естественно. 

И все это время мы разговариваем. Иногда приходится и бокал просекко выпить. Но в этом тоже должен быть свой баланс, у каждого человека это по-своему: кому-то бокальчик – и хорошо, а у кого-то от этого глаза начинают закрываться.

– Если прийти в студию большой компанией – например, семьей, с детьми, с бабушками-дедушками, чтобы сфотографировать всех родственников, сделать семейный портрет? Это хорошая идея или плохая?

– На самом деле это такое веселое времяпровождение, и в этом случае в компании все изначально чувствуют себя гораздо свободнее. Кому-то делают макияж, кого-то в это время уже фотографируют, потом всех вместе. И получается куча контента. И все болтают, общаются – это как будто такой большой необычный семейный сбор не дома и не на даче.

На портрете как в жизни

– А кто самые трудные клиенты?

– Думаю, женщины, которые уже ощутили возрастные перемены, но еще не смогли принять это в себе – около 40 лет. Потом время проходит, и женщина, скажем, за 50 уже «адаптировалась»: ну да, теперь я такая! 

И очень тяжело с девочками-тинейджерами, они не хотят фотографироваться, даже на мероприятии с мамой: нет, меня нельзя фотографировать, ты это потом выставишь, а вдруг я плохо получусь. Годам к 18-ти это проходит.

– Парадный портрет – какой он должен быть? 

– Часто делают деловой портрет. По сути, мы все продаем себя, и деловые портреты востребованы. И многое зависит от фотографии – вызывает ли человек на ней доверие. 

– Доводилось слышать историю, как одна оперная дива сделала красивый портрет, а на гастролях ее не узнали. В жизни она выглядит совсем не так, как на портрете…

– Да, на портрете человек должен выглядеть как в жизни. Например, если вы носите очки, советую не снимать их перед объективом, потому что иначе вас потом не узнают. Макияж должен быть естественным, а прическа аккуратной, но повседневной.

– На портретах Горбачева его родимое пятно часто убирали. Есть ли смысл убирать подобные вещи на парадных портретах?

– Я тоже часто спрашиваю про родинки на лице. Советую не убирать, потому что это часть тебя. Впрочем, если хочешь – можно убрать.

Иногда замечаю, что клиенты сами еще чуток «улучшают» уже полностью обработанные мной фотографии. Сейчас технологии развились настолько, что даже неопытный пользователь может скачать какой-нибудь простой фоторедактор и исправить себя сам как ему вздумается. 

Но в общем, думаю, что я психологически готов остаться фотографом только мероприятий. Возможно, что в ближайшие несколько лет «будет один сплошной ИИ». Делаешь селфи, и дальше ИИ тебя представляет где угодно и в каком угодно настроении. Он развивается неимоверно быстро. Буквально недавно видел у кого-то из девушек пост, мол «сэкономила на фотосессии», и там несколько сгенерированных ИИ фото в разных образах и локациях. На первый взгляд все выглядит прямо даже вау, но приглядываешься и появляется эффект зловещей долины: когда смотришь на лицо и понимаешь, что оно неживое. Лицо получается каким-то другим. Но, думаю, и эту проблему скоро решат. Хотя, опять же, эмоции от живой настоящей съемки никакой ИИ не заменит.

Одно можно сказать точно: репортажная фотография никуда не денется, потому что ИИ не может подделать событие. Ну и свадебная фотография должна остаться. Модная фотография, думаю, уйдет, потому что проще ведь загрузить 3D-дизайн платья, и его виртуально «посадят» на модель. Все событийное останется, все постановочное – нет…

Евгения Горски

Борис Горский 

Фото: Максим Тооме 

21 июля 2025

Leave a Reply